ЖИЗНЬ КАК ОНА ЕСТЬ

Пост обновлен 5 июня 2018 г.

Основоположники кинематографа – братья Люмьер – не только сконструировали в 1895 году киноаппарат, позволяющий успешно снимать и проецировать фильмы. Они были также первыми, кто собственно создал первые в мировой истории фильмы. И эти фильмы были, естественно, документальными.

Стоит отметить, что первые фильмы имели длительность всего 1-2 минуты. Братья Люмьер ставили свой киноаппарат и снимали какое-либо движение – движение поезда, людей на улице и тому подобное.

Фильмы Люмьеров были совершенно новым явлением для зрителей – они отражали «жизнь, как она есть», а благодаря выбору сюжетов создавали захватывающее ощущение движения, жизни. Так, по свидетельству очевидцев, в фильме «Завтрак младенца» зрителей привлекало не само действие героев, а прежде всего дрожание листьев деревьев на втором плане.

Зрители первых фильмов наслаждались воспроизведением движения жизни на экране во всем ее многообразии и ранее неизвестным чувством власти над временем.

"Завтрак младенца", 1895 г., реж. Луи #Люмьер


Засняв несколько документальных фильмов, таких как «Прибытие поезда» и «Выход рабочих из фабрики», братья Люмьер решили не останавливаться на документальном воспроизведении действительности. Уже на первом публичном кинопоказе публике были представлены кадры постановочного действа. Фильм «Политый поливальщик» – это постановочная игра людей по заранее обговоренному сюжету. Однако, этот и все последующие фильмы братьев Люмьер сводятся либо непосредственно к отражению реальности, либо к моделированию реальности. Хотя фильмы, подобные «Политому поливальщику» не являются документальными, они весьма приближены к реальности.

"Политый поливальщик", 1895 г., реж. Луи Люмьер


Люмьеры долгое время оставались преданы документальному запечатлению «жизни как она есть» на пленку. Такому подходу благоволила их техническая оснащенность. Они сразу после изобретения кинематографа и публичной его демонстрации, создали около двухста аппаратов и отправили наемных операторов по всему миру – не только демонстрировать возможности кинематографа, но и снимать все новые и новые документальные фильмы.

Однако, всего спустя два года после изобретения кинематографа, Жорж Мельес начинает снимать фильмы, основанные на вымышленных сюжетах и нереальных персонажах. Он, в отличие от Люмьеров, ставил себе целью не отразить «жизнь, как она есть», а наоборот, создать впечатление реальности того, чего быть не может.

Жорж Мельес был владельцем театра, специализировавшимся на белой магии и иллюзионизме. Он был директором, художником, постановщиком, актером, сценаристом и механиком в собственном театре. В 1896 г. он приобрел киноаппарат «биограф» у Роберта У. Поля и спустя некоторое время решает сам выпускать фильмы для демонстрации в своем театре и продажи.

Кадр из фильма "Путешествие на луну", 1902 г., реж. Жорж #Мельес 


В 1897 году Мельес строит на своей вилле в парижском предместье Монтрэ первую в мире киностудию – стеклянный павильон, оборудованный люками, подъемниками, тележками для наездов и отъездов съемочной камеры, черными бархатными фонами и прочими приспособлениями.


Рецепт его фильмов состоял в игровой инсценировке с использованием заранее продуманного актерами фантазийного сюжета. Самым на сегодняшний день известным его фильмом является «Путешествие на луну» (1902-го года выпуска). В нем, собственно, герои отправляются на луну, вступают в схватку с фантастическими существами, побеждают их и, наконец, возвращаются обратно на планету Земля.

"Путешествие на луну", 1902 г., реж. Жорж Мельес


Мельес считается основоположником кинематографического зрелища и жанра феерии. Он активно использовал театральные декорации, костюмы, различные монтажные трюки со стоп-кадрами, заменой и превращениями, «оживление» известных живописных полотен.

И фильмы Люмьеров и фильмы Мельеса снимались с одной точки. Но, если для фильмов Люмьера была свойственна съемка одним куском от начала до конца, то Мельес разыгрывал сюжеты, которые происходят на фоне разных декораций, имитирующих смену времени и места действия.

Таким образом, можно отметить, что на заре формирования кинематографа существовало две диаметрально противоположные линии. Одна линия – достоверное дублировали того, что происходит в действительности, воспроизведение или непосредственное запечатление реальных сюжетов. Вторая линия – культивирование условности, максимальная театральность, фантастические сюжеты.

Как и все крайние формы существования явлений, эти две линии довольно быстро слились в одну, обладающую умеренными характеристиками и первой и второй.

Последовавшие технические инновации и накапливаемый практический опыт съемок и монтажа позволили кинематографистам снимать масштабные профессиональные фильмы, синтезировавшие в себе реалистичность и условность киномира.

Люмьеровская «жизнь, как она есть», также как и мельесовская кинофеерия не ушли с экранов окончательно, они лишь превратились в выразительный прием киноповестования.


Подборку фильмов братье Люмьер можно посмотреть здесь

Познакомиться поближе с трагической судьбой Жоржа Мельеса можно посмотрев фильм Мартина Скорсезе «Хранитель времени» (2011).

Просмотров: 11

© BlackMaria.ru 

Использование материалов сайта разрешено только с письменного согласия

Обратиться в редакцию можно по адресу mail@blackmaria.ru