ОПРАВДАНИЕ ОЖИДАНИЙ

В основном, прежде чем мы преступаем к просмотру того или иного фильма, мы обладаем информацией о нем. В большей или меньшей степени мы информированы о чем этот фильм, кто играет в нем главные роли, кто его снял. Или мы знаем, что он многим понравился, или что его сильно критикуют. Зачастую мы видели трейлеры, рекламные ролики, афиши, читали рецензии и отзывы.

Соответственно, когда мы усаживаемся поудобнее в кресле, отключив звук телефона, мы ожидаем. Ожидаем увидеть фильм, соответствующий нашим ожиданиям. Все те знания, которые мы специально или случайно получили, сформировали в нас определенную установку.

Кадр из фильма "Мальчишник в Вегасе", который приобрел огромную популярность благодаря тому, что вышел за рамки типичного содержания, свойственного данному жанру фильмов. Фото: Warner Bros.

И наша оценка фильма из-за наличия данной установки теряет всяческие остатки объективности. Мы просто не в состоянии оценивать фильмы, руководствуясь какой-то единой универсальной шкалой.

Если мы ожидали, что фильм будет плох, а он оказался лучше наших ожиданий в итоге наша оценка данной картины окажется завышенной. А если наоборот, мы долго ждали выхода фильма, рассчитывали увидеть что-то очень оригинальное и захватывающее, то у такого фильма намного больше шансов получить заниженную оценку, нежели он заслуживает на самом деле.

Другими словами, для каждого отдельного фильма в нашем сознании формируется своя собственная отдельная оценочная шкала. Все зависит от того, какие установки сложились у нас относительно режиссеров, актеров, сценаристов, жанров в целом и даже странах происхождения фильмов. Поэтому когда мы формируем список своих самых любимых фильмов, в него попадают не только те фильмы, которые действительно хороши, но и те, которые стали для нас удивительным, неожиданным открытием.

Кадр из фильма "Мой парень - псих". В российском прокате и название и рекламная кампания создавали ложные ожидания о фильме, как о легкой музыкальной подростковой комедийной драме в стиле фильма "Шаг вперед". Фото: The Weinstein Company

Если Вы, например, не любите российское кино и считаете его ширпотребом, то российскому фильму сложно Вас разочаровать и тем более восхитить. Все из-за Ваших установок.

Но даже если все же российскому кинематографу удастся снять что-то стоящее, у него все-равно мало шансов на Вашу похвалу. Если следовать логике – «ниже ожидания = выше оценка», хорошие российские фильмы должны были бы приводить Вас в восторг.

Но дело в том, что мы в большинстве своем очень ригидны, раз закравшаяся в наш мозг идея устраивается там надолго. Поэтому, если появляется мысль, противоречащая и стремящаяся разрушить обжившуюся в нашем мозгу идею, она протестует всеми доступными ей способами. Максимум, на что способна закравшаяся в наш мозг мысль – это редизайн идеи. Идея остается в целом нетронутой, только в ней появляются дополнительные комнаты, окрашенные другим цветом.

Наш мозг не любит потрясений. Ему легче изначально настроиться на привычное негативное восприятие российского фильма, нежели устраивать борьбу и перестройку устоявшихся идей. Тем более что даже существование одного-двух хороших фильмов – это просто капля в море ужасных фильмов отечественного производства.


Если наша шкала оценки фильма настолько субъективна и зависит от тех ожиданий, которые сложились у нас из индивидуального набора знаний и опыта, то почему огромное число фильмов получают единогласное мировое признание? 

Дело в том, что как бы мы не открещивались от того факта, что реклама воздействует на нас и формирует наше мнение, факт остается фактом. Мы, наши оценки, мнения и ожидания подвержены манипуляции. А деятели мирового кинематографа – первоклассные манипуляторы. Их PR жесток, вездесущ и коварен. Избежать встречи с ним просто невозможно. PR-щики точно знают как сформировать наш интерес к кинопроекту, как, в какой последовательности и в каком объеме предоставить нам информацию о будущем фильме и наконец, как визуально и музыкально оформить все материалы о фильме. Они создают атмосферу, в которую мы стремимся окунуться. Наши ожидания – это то, что было взращено и развито мировыми деятелями кино в нашем мозгу. Это вовсе не наши сугубо личные и логичные установки.

Кадр из фильма "Драйв", который своим названием и содержанием трейлера создавал впечатление динамичного фильма с погонями и перестрелками. Содержательно же не соответствовал созданным ожиданиям. Фото: FilmDistrict

К тому же стоит заметить, что кино – это все-таки сфера развлечений. Следовательно, мы не тратим время и силы на анализ и сопоставление фактов о фильме. Большая часть из нас принимает поступающую информацию о фильме как само собой разумеющееся. Интересный трейлер – надо пойти посмотреть. О, в этом фильме играет Бред Питт – обязательно пойду. Новый фильм Тарантино – я такое не пропущу ни за что… Несмотря на то, что кино – это супер популярная сфера развлечения для огромного числа людей, серьезно подходят к выбору просматриваемых фильмов единицы.

Зачастую мы даже не формируем свои собственные ожидания – мы просто их заимствуем. Провозглашено, что «Аватар» - это революционный фильм в истории кинематографа. Значит так и есть. Мы стоим в очереди за билетом, утрамбовываемся в битком забитый кинозал, смотрим фильм с широко открытыми глазами и не смеем даже признаться, что он был для нас скучен и банален. Все восхищаются этим фильмом – значит он восхитительный. Это ведь просто кино, просто развлечение. Фильм оправдал ожидания – здорово. А если нет - значит пора смотреть новый.

Просмотров: 9

© BlackMaria.ru 

Использование материалов сайта разрешено только с письменного согласия

Обратиться в редакцию можно по адресу mail@blackmaria.ru