НЕШАБЛОННОЕ КИНО: почему нам все еще интересно смотреть фильмы


Фото: J.R. Eyerman, Time & Life Pictures, Getty Images

Кино существует уже более ста лет, а сценаристы все же умудряются создавать новые истории и удивлять зрителя. Хотя, конечно, в большинстве случаев все новые экранные истории нам напоминают виденное ранее. Как же удается фильммейкерам делать что-то новое?

Сегодня доступ к кино как никогда свободен. Есть кинотеатры, в которых идет не один-два фильма месяцами, а десяток премьер каждую неделю. Есть телевидение, которое не ограничивается бесплатными каналами, для многих стало доступно кабельное и спутниковое телевидение. Есть интернет, который предоставляет доступ не только к платным ресурсам, но дает возможность и абсолютно бесплатно найти и посмотреть практически любую ленту. И что является результатом?

Результатом является то, что к 16-17 годам человек уже видел огромное число фильмов. И плохих и хороших. Он смотрел и новые картины и черно-белые немые фильмы с Чарли Чаплином. Он хорошо знаком и с мейнстримом, и с артхаусом и с классикой.

И конечно же зритель усвоил все стандартные сценарные шаблоны, сюжетные повороты и типологию героев.

Наверное бессознательно, но все же он уже очень многое знает и понимает о фильме наперед. Именно поэтому на премьерных показах многих лент человек испытывает чувство дежавю. Где-то он все это уже видел... Скучно.

Как придумать что-то новое, как создать историю, в которой не будет отсылок на культовые и не очень фильмы? Как придумать героя, который будет совершенно особенным? Ответ на самом деле довольно прост. Сценаристы посидели, подумали и решили: Если зритель такой стал умный, что заранее предугадывает сюжет, мы покажем ему, что он не так уж умен! Пусть думают, что знают фабулу, ведь они ошибаются.

Сценаристы часто играют от обратного. Если в предыдущих фильмах определенного жанра раз за разом повторялся какой-то сюжетный ход, то в новом фильме сознательно от него отказываются. Если раньше космонавта, отправившегося на космические приключения, всегда на Земле ожидала слезливая жена/подруга/дочь, то в современной версии космических приключений слезливую землянку безжалостно вычеркивают. И стандартный герой-космонавт приобретает ореол одинокого профессионала-страдальца, как в «Марсианине». И получается необычный фильм! Такого мы раньше не видели.

Кадр из фильма "Марсианин". Фото: Twentieth Century Fox

Если раньше сценаристы писали историю, руководствуясь только мыслями о том, чтобы рассказать определенную историю, показать характер героев и сделать фильм интересным, то сейчас они не просто стремятся рассказать интересную зрителю историю, но и пытаются запутать и удивить зрителя. Они исходят из понимания, что может ожидать зритель, и пытаются добавить в историю что-то, до чего зритель не додумается.

Этот прием взаимодействия со зрителем основополагающий для триллеров. Происходит убийство, мы видим нескольких персонажей, каждый из которых может оказаться убийцей, на каждого указывают какие-то улики, какие-то мотивы. Все что происходит на экране планомерно уводит наши подозрения на ложных подозреваемых, в нас вселяют уверенность, как-бы показывая пальцем на убийцу. А в конце фильма мы узнаем, что убийца тот, кого мы должны были меньше всего подозревать.

Кадр из детективного сериала "Убийство". Фото: DR1

Теперь этот прием стал универсальным.

Сценаристы успешных фильмов, тех фильмов, которые нас удивляют, поражают и запоминаются, играют с нашими ожиданиями. Они их просто-напросто не оправдывают! В слова или действия героя фильма закладываются определенные намерения или обещания. И мы сразу считываем шаблонную структуру этого фильма. Мы понимаем, что теперь герой будет преодолевать различные препятствия и в развязке фильма достигнет своей цели. Или не достигнет. Или то, или другое. Есть только два варианта.

Но в современном кино все не так просто. Герой делает шаг вправо, или шаг влево и ломает наш шаблон. Наши ожидания остаются обманутыми. Наши догадки, предвосхищения оказываются не то что неверными, а просто нереализованными.

Особенно полюбился это прием создателям сериалов. Например, культовый сериал «Lost» ("Остаться в живых") был полон таких ложных намеков, не получивших вообще никакой реализации. Что за белые медведи на тропическом острове, их же не просто для красивой картинки показали? Оказывается просто... В другом известном сериале «Доктор Хаус» вообще целый сезон происходили события, которые потом, как оказалось, были галлюцинациями главного героя и история, совершив петлю, вернулась в исходную точку.


Мы ожидаем объяснений, согласованности сюжета. А зачастую получаем просто красивую картинку, звучные фразы, эффектные повороты сюжета. И это работает, нам действительно нравится!

Кадр из фильма "007: Спектр". Фото: Metro-Goldwyn-Mayer Studios, Danjaq, Columbia Pictures

Иногда такие истории приобретают какие-то абсолютно побочные, не имеющие никакой сюжетной ценности повороты. Они являются просто тупиковыми переулками на основной дороге сюжета.

Стандартный фильм со стандартными героями, переживающими стандартные проблемы, наполняется какими-то ненужными для данной истории вкраплениями. Что-то какое-то время на экране происходит, это удивляет и захватывает зрителя, а потом сюжет возвращается в свою основную шаблонную колею. Вспомните любой фильм о Джеймсе Бонде, наполненный такими вкраплениями. Именно они и придают фильму красочность и динамизм.

Зачастую таких вкраплений, оказывается вполне достаточно чтобы зритель воспринял фильм как что-то новое, оригинальное и вызвал восхищение.


#восприятиекино #сценарий

Просмотров: 54

© BlackMaria.ru 

Использование материалов сайта разрешено только с письменного согласия

Обратиться в редакцию можно по адресу mail@blackmaria.ru