АППАРАТЫ, КОТОРЫЕ ПРЕДШЕСТВОВАЛИ КИНЕМАТОГРАФУ

Пост обновлен 7 апр. 2018 г.

Официальная история кино насчитывает немногим более 120 лет. За этот короткий период кинематограф достиг неимоверной распространенности и популярности. Сегодня мы просто не можем вообразить себе мир без кино. Удивительно, но не знающий границ, фантастический мир кино начался с простой картонки, в которой проделали несколько дыр.


В предыстории кинематографа значится огромное количество изобретений и изобретателей. Обозначим наиболее значимые аппараты, способствовавшие формированию кино.

______________________________________________


КАМЕРА ОБСКУРА

(встречаются упоминания о данном феномене с IV в. до н.э.)

Камера обскура (от латинского "темная комната") - простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Она представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране.

Усовершенствованное изобретение, получившее широко использовалось художниками и чертежниками в 17 веке для переноса реалий трехмерного мира на двухмерную поверхность бумаги.

Одной из модифицированных форм камеры обскуры является камера люцида (от латинского "светлая комната"), использующая призму.

Особо важной для истории формирования кино является версия камеры обскуры, созданная Жозефом Нисефором Ньепсом. Ему удалось с помощью камеры обскуры зафиксировать отображаемое изображение на оловянной пластинке, покрытой слоем битумом в 1826 г. 

Этот аппарат стал основой и прообразом современных фотоаппаратов.

Принцип работы Камеры обскуры

Камера обскура


ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ

(изобретение Христиана Гюйгенса, 17 век)

Волшебный фонарь - это первый проектор, основанный на прообразе камеры-обскуры. 

Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием и/или объективом, в корпусе размещён источник света: в XVII в. - свеча или лампада, позднее — электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Фонари, использующие в качестве источника света масляную лампу, снабжались дымоходом. Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскуры, позднее в них стали применять линзы и объективы, по мере изобретения последних.

Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств - диапроектора, эпидиаскопа, фотоувеличителя, кинопроектора и др.

Волшебный фонарь


ФЕНАКИСТИСКОП

(изобретение Жозефа #Плато, 1832 г., Бельгия)

Фенакистископ - это картонный диск с отверстиями, одна сторона которого черная, другая – с нарисованными рисунками.

Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся самостоятельно движущимися.

#Фенакистископ


Почти одновременно с фенакистископом был создан аналогичный аппарат - Стробоскоп (Симон фон Штампфер, 1832 г., Германия).

#Стробоскоп



ЗООТРОП

(Уильям Джордж #Хорнер, 1834 г., Англия)

Зоотроп (1834, Уильям Джордж Хорнер, Англия) - модификация фенакистископ. 

В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пятьдесят, сто картинок, тогда как диски не могли вместить больше двадцати четырех.

Наиболее замечательным в зоотропе является то, что рисунки в нём нарисованы на ленте из тонкого картона. Это было не что иное, как прототип современной кинопленки. 

#Зоотроп


ПРАКСИНОСКОП

(Эмиль #Рейно, 1877 г., Франция)

Праксиноскоп – аппарат, объединяющий в себе основы зоотропа и фенакистископа. Он представляет из себя цилиндр с 12 зеркалами, каждое зеркало отражает 1 из 12 картинок ленты. Новинкой явилось то, что впервые картинки сменяли друг друга без затемнений.

#Праксиноскоп

 ЗООПРАКСИНОСКОП

(Эдвард #Мэйбридж, 1877 г., США)

В зоопраксиноскопе  принципиальной новизной было то, что в аппарате были не рисованные изображения, а запечатлено движение сфотографированных животных.

В 1877 г. фотограф Эдвард Мэйбридж (Eadweard Muybridge) установил на ипподроме в Пало-Альто 12 фотоаппарата, спусковые механизмы которых срабатывали при движении лошади. (К затворам всех фотоаппаратов присоединялись нити, протянутые поперёк трека через равные промежутки. Пробегающая лошадь разрывала ногами нити, поочерёдно приводя в действие фотоаппарат).

Это позволило получить фотографии фаз движения животного.

Для наглядной последовательной демонстрации движения Мэйбридж сконструировал специальный аппарат - зоопраксископ.

#Зоопраксиноскоп


ХРОНОФОТОГРАФ

(Жюль #Марэ, 1882 г., Франция)

Хронофотография — разновидность фотографии, позволяющая записывать движение какого-либо объекта при помощи фотосъёмки его отдельных фаз через короткие равные интервалы времени. Жан Марэ, изучавший с помощью хронофотографии движения животных, разработал фоторужьё, снимавшее до 12 кадров в секунду на вращающуюся восьмиугольную фотопластинку. 

Принципиальное новшество аппарата заключалось в применении дискового затвора, что дало возможность получать серию снимков, разлагающих движение во время его совершения с помощью всего одного объектива. 


#Хронофотограф



ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕНТОЧНОЙ ПЛЕНКИ

(Джордж #Истмэн, 1883 г., США)

Данное изобретение не является непосредственно аппаратом, но она стала поворотным пунктом в изобретательстве.

Принципиальное значение для развития кинематографа получила смена фотографических пластин на пленку из бумаги.

В 1883 году фирма Джорджа Истмэна выпустила рулонную плёнку, которая подходила практически ко всем фотоаппаратам, ранее работавшим со стеклянными пластинками.

В ходе совершенствования технологии в 1888 году была создана целлулоидная пленка "Кодак". 

А с ней - легкий, дешевый и удобный фотоаппарат массового пользования.

#Фотоаппарат "#Кодак"


ОПТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(Эмиль #Рейно, 1888 г., Франция)

Эмиль Рейно создал праксиноскоп. С появлением ленточной пленки он усовершенствовал его, применив технологию волшебного фонаря и создал проекционную версию праксиноскопа.

Особое значение созданный им оптический театр имеет в связи с тем, что Рейно первым решил использовать в гибкой ленте перфорацию для организации плавного передвижения изображений.

Принцип работы Оптического театра


Кроме того, Рейно первым стал организовывать массовые просмотры роликов. Он использовал постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Был первым, кто синхронизировал изображение и звук. Рейно показывал программы из нескольких сюжетов, сеанс продолжался пятнадцать-двадцать минут. Каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.

Оптический театр



КИНЕТОСКОП

(Томас #Эдисон и Уильям #Диксон, 1891 г., США)

Томас Эдисон, изобретатель и коммерсант, подошел к вопросу запечатления и проецирования изображений с коммерческой точки зрения. Он нанял Уильма Диксона, совместо с которым они создали кинетоскоп. Аппарат, который можно было монетизировать.

Кинетоскоп представляет из себя деревянный ящик, внутри которого была натянута на роликах киноплёнка, непрерывно движущаяся мимо окуляра, расположенного на верхней крышке аппарата.

В нем прокручивались видеролики, длительностью менее минуты. Принципиальное новшество этого аппарата состояло в том, что он демонстрировал не отдельные кадры, а проецировал на маленький экран записанное изображение – это было видео.

Именно кинетоскоп положил основу кинопрокату - Эдисон создал платные кинозалы, в которых были выставлены данные аппараты, в каждом аппарате проигрывался свой видеоролик. 

Особое значение данный аппарат имеет в связи с разработанной для него кинопленкой - 35 мм пленка с перфорацией по 4 отверстия на кадр с обеих сторон - такой она и осталась стандартом в кинематографе.

#Кинетоскоп



КИНЕМАТОГРАФ

(Огюст и Луи Люмьеры, 1895 г., Франция)

В 1895 году уже существовали проекционные аппараты, существовала достаточно хорошего качества целлулоидная пленка, существовали съемочные аппараты.

А братья #Люмьер смог объединить все лучшие наработки того времени в своем аппарате – кинокамера была более лёгкой, удобной, с удовлетворительной скоростью съёмки, на нем можно было печатать позитивы и его можно было использовать как проектор.

Аппарат братьев Люмьер представляет собой небольшой деревянный ящичек, снабженный объективом, грейфером (механизмом для продвижения пленки), обтюратором, позволяющим закрывать объектив в момент передвижения кадра, и двумя кассетами пленки (подающей и принимающей). 

#Кинематограф


Специфическое новшество аппарата состояло в разработке грейферного механизма, позволяющего плавно перемещать пленку при помощи зубъев, входящих в перфорацию пленки. Зубья грейфера в верхнем положении входят в отверстия перфорации и тянут за собой плёнку, а в нижнем положении выходят из перфорации, оставляя плёнку неподвижной.

Кинематограф


Отличительной особенностью аппарата была его легкость, компактность и независимость от электрической сети - что и позволило молниеносно распространиться кинематографу во всем мире.



#оптическийтеатр #волшебныйфонарь #камераобскура #камералюцида #Ньепс #фотопленка #целлулоид


Просмотров: 186

© BlackMaria.ru 

Использование материалов сайта разрешено только с письменного согласия

Обратиться в редакцию можно по адресу mail@blackmaria.ru